Биджапур

Биджапур, в течение более чем трехсот лет был столицей многих могущественных правителей, чьи мавзолеи, мечети, колоссальные гражданские постройки и укрепления напоминают о минувшем золотом веке непревзойденного процветания и художественной утонченности.

Биджапур начал свое существование в X в. как Виджаяпура, «Город Победы» царей династии Чалукья. Захваченный Виджаянагарами, он в первый раз перешел в руки мусульман в XIII в., когда появились султаны Дели, тогда, после объявления Биджапура столицей, начался его подъем.

Забыв о своих противоречиях на краткий период в конце XVI в. пять мусульманских династий, которые возникли после падения правления Бахмани и основались в Галконде, Ахмеднагаре, Бидаре и Гулбарге, образовали военный союз против Виджаянагаров. Выгоды этой кампании, которая увенчалась полным уничтожением Хампи, дали начало двухсотлетнему строительному буму в Биджапуре в течение которого город обрел свои самые замечательные памятники.

Однако старая вражда между соперничавшими мусульманскими султанатами Декана вскоре вспыхнула вновь, и царские цености Адиль Шахов были растрачены на бесплодные и затяжные войны. К тому времени, когда на сцене появились англичане (XVIII в.), Адиль Шахи уже утратили свое могущество, начался упадок, от которого ни они сами, ни их столица никогда уже не смогли оправиться.

Достопримечательности:

Мавзолей Голгумбаз – самое знаменитое здание Биджапура, возвышается над восточными стенами города; его видно издалека во всех направлениях. Построенный в конце правления Адиль Шахов, Голгумбаз соответствует образу памятника последних дней династии – помпезный, декадентский и несоразмерный, но масштаб этого замысла ошеломляет.
На постаменте в центре зала – надгробие правителя, построившего Голгумбаз – Мухаммеда Адиль Шаха, а также надгробия его жены, дочери, внука и любимой наложницы, Рамбхи.

Джама Масджит, одна из прекраснейших действующих мечетей Индии. Вход в главный молитвенный зал ведет мимо квадратного бассейна для омовений; молитвенный зал венчает центральный купол с элегантными пропорциями, окруженный 33 куполами меньшего размера. Простота и лаконичность характеризуют зал, разделенный мягко изгибающимися арками и рядами широких белых колонн. Кроме необычного геометрического орнамента и остатков желтой, голубой и зеленой плитки, единственное украшение можно найти в михрабе – молитвенной нише, обращенной на запад (Мекку), она покрыта позолотой и изысканной каллиграфией. Мраморный пол зала представляет собой «решетку» из 2500 прямоугольников, называемых муссала («musallah» - молитвенный коврик, который верующие берут с собой в мечеть).

Ибрахим Рауза является высоким достижением архитектуры Биджапура. Это лежащая вдали от автобусных туристических маршрутов мирная гавань с прохладными колоннадами веранд и стаями радужных попугаев, летающих между куполов минаретов. Украшенные искусно сделанными надписями из Корана окна – лучшие образцы этого стиля в Индии. Еще более поразительная резьба по камню украшает наружную часть мавзолея и столь же прекрасную мечеть напротив; карниз ее фасада представляет собой каменную цепь, вырезанную из единого блока. Два здания, изобилующие минаретами и куполами, смотрят друг на друга с противоположных сторон прямоугольного фундамента, разделенных маленьким бассейном и фонтанами. Если посмотреть на комплекс сверху, можно понять, почему его архитектор Малик Сандал, оставил поздравительную надпись самому себе на родном персидском языке над южным входом в гробницу, определяющую его шедевр как «…красота, перед которой Рай замер в восхищении».

Малик-и-Майдан – колоссальная пушка, которая называется буквально «Повелитель равнин». Ее привезли сюда как военный трофей в XVI в., и потребовалось четыреста буйволов, десять слонов и целый батальон, чтобы втащить ее по ступеням на бастион. Надписи гласят, что пушка, чье жерло украшает рельеф чудовища, проглатывающего слона, была отлита в Ахмеднагаре в 1551 г.

Митхари Махал – одно из прекраснейших строений Биджапура. Его воздвиг Али Адиль Шах, используя для этого дары, полученные им во время его визита в Виджаянагар.

В первую неделю февраля в Биджапуре проводится ежегодныймузыкальный фестиваль, который привлекает известных музыкантов, представляющих как карнатакскую (южноиндийскую), так и хиндустанскую (североиндийскую) традиции классической музыки.